Главная

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on pinterest
Pinterest
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp

Чешские саги

Люди рассказывают истории на протяжении веков, пересказывают их меняя их, смешивают с другими историями. Какие то из них основаны на исторических событиях другие на религиозных мифах или может быть просто на каких то погодных аномалиях в то или иное время. Но несомненно одно — легенды являются частью национального достояния того или иного народа.

Легенда о Праге

Как и многие города, Прага имеет свою легенду об основании. Романтическая сага о мудрой провидице Либуше, которая помогла своим пророчествам благородному принцу — ее будущему мужу — Пржемыслу взойти на престол. Эта связь, как говорят легенды, привела к появлению династии Пржемысловичей, которая долгое время управляла Богемией.

На склоне над Влтавой (на нынешнем месте Вышеграда), с видом на долину,  у Либуше было видение: в пророчестве ей явилось место в близлежащем лесу, где мужчина и его сын строили порог для своего нового дома. Пржемысл должен построить там город, который будет настолько красивым и величественным, что слава о нем достигнет самого неба. А назвать будущий город предложено было Прагой («prah» в переводе с чешского означает «порог»).

Символ порога гарантирует ему уважение его противников. Потому что даже самый могущественный правитель должен просить разрешения, когда он входит в дом незнакомца. Тогда короли и принцы смиренно преклонялись перед размерами и великолепием крепости.

Карлов мост — построен из яиц

Как Эйфелева башня для Парижа — так Карлов мост символ Праги. Чешская легенда про мост, который ведет через Влтаву, оказалась подтвержденным фактом в 2007 году. Пражане передавали друг другу легенду, что король Карл IV обратился за помощью ко всему богемскому населению, когда в 1357 году началось строительство моста. Он призвал всех своих соотечественников принести яйца, молоко и вино на стройплощадку. Архитектор нуждался в этих ингредиентах, чтобы сделать раствор особенно крепким.

В 2007 году ученые из Химико-технологического университета в Праге взяли образцы фундамента во время ремонтных работ на Карловом мосту, чтобы исследовать состав раствора. Этот раствор один из самых крепких, ведь Карлов мост является одним из старейших каменных мостов в Европе.Результат анализа оказался удивительным: по-видимому, архитектор в 14 веке действительно сделал раствор на яйцах в 14 веке. Было обнаружено белоксодержащее связующее, которое однозначно получается из яиц или молочных продуктов.

Голем Праги

В еврейской мифологии Голем встречается в разных вариациях. Големом обычно называют вылепленное из глины безвольное существо, которое вызывается к жизни ученым религиозными ритуалами и отныне повинуется приказам своего создателя. Такое существо также появляется в чешских легендах.

Прага в позднем Средневековье была центром ученых евреев, там и жил раввин Лев (Рабби Лев). По преданию, он создал Голема, чтобы защитить свою общину от напастей пражских граждан. Евреев обвиняли в убийстве детей в ритуальных целях. Таким образом, Рабби Лев сделал из глины Влтавы фигуру, похожую на человека, и вдохнул в это существо жизнь по библейскому образцу, как это, должно быть, сделал Бог с Адамом. Голема можно было оживить с помощью комбинации букв еврейского алфавита. Шем — кабалистическая комбинация букв имена Бога. С началом рассвета Рабби Лев прочитал формулу из второго стиха седьмой главы Книги Бытия, где говорится о сотворении человека, и вложил в рот Голема (или, по другой версии, прилепил на лоб) пергамент с так называемым Шем Гамфораш (Имя Неназываемого), то есть тайным именем Бога (которое нигде в священных книгах не названо и которое можно только вычислить, обладая высокой мудростью), способным вдохнуть жизнь в мертвую материю.

Голем должен был охранять еврейские кварталы по ночам и помогать во время религиозных торжеств. Кроме того, он должен был служить пражанам признаком добродушия евреев, помогая им нести тяжелые грузы или выполняя другие работы. Голем представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом примерно 150 см, на вид лет тридцати, очень сильного, но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Ему дали имя Йозеф, или Йоселе.

Каждый вечер раввин Лев вынимал пергамент с Шем Гамфораш изо рта своего глиняного слуги, но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и Голем начал действовать не по приказам раввина, а по собственной инициативе.

Раввин Лев хотел утихомирить своего слугу, но это никак не удавалось сделать. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра, угрожавшего самому существованию гетто. Кое-как раввину удалось вынуть изо рта Голема пергамент с оживляющим текстом, лишив глиняного колосса жизни. После чего, прочитав формулу, употреблявшуюся при создании монстра, в обратном порядке, раввин и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги, где завалили его талесами (еврейскими молитвенными накидками) и книгами и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить.

Почему Голем вдруг взбунтовался, начал громить еврейский квартал и убивать его жителей? По одной из версий, Голем якобы влюбился в дочь самого раввина Льва и начал мстить жителям гетто из-за своего неразделенного чувства (или препятствий, которые стали ему чинить люди) — подобная трактовка проникла в художественные тексты начала 1900-х годов. Также мотив несчастной любви Голема попал и в известный фильм «Голем» немецкого режиссера Пауля Вегенера, снятый по мотивам романа Густава Майринка.

В 1920 году известный пражский журналист Эгон Эрвин Киш предпринял экскурсию в поисках Голема на чердак Староновой синагоги, но не нашел там ничего, кроме старого хлама и голубей. Но это уже не могло ничего изменить: миф о Големе прочно вошел в пражскую мифологию.

В Праге до сих пор верят, что каждые 33 года ночью на улицах можно встретить огромное человекоподобное существо из глины, которое внезапно появляется и исчезает прямо на глазах у прохожих.

Рюбецаль и Катерина

Самый известный в немецкоязычном регионе гигант-капризный «Повелитель гор», Рюбецаль. По преданию, он живет в Восточной Богемии в Крконоше и когда у него хорошее настроение — помогает людям. Но если он в плохом настроении начинаются грозы и бури. Он может появляться в человеческом или животном облике, или в камне и дереве.

Ту часть саги, в которой Рюбецаль ищет себе невесту, в Германии знают немногие. Но в Чехии и Польше эта сага широко распространенна. По преданию, Рюбецаль, прозванный в Чехии Краконошем, был очень одинок. Он полетел в ближайший горный хребет, в Орлицкие горы, которая теперь, как и Крконоше, находится на границе между Чехией и Польшей. Там царствовала прекрасная и добрая княгиня Екатерина. Рюбецаль влюбился в нее и просил ее руки. Но принцесса не хотела выходить за него замуж, а всего лишь просто дружить с ним. Тогда Рюбецаль с болью отправился восвояси и начались страшные грозы и бури.

С тех пор дует холодный и штормовой ветер от Крконоше к Орлицким горам. А когда наступает первый мороз и бушуют метели, люди говорят, что это, наверное, опять обиженный Рюбецаль шлет нам свой привет.

✌️Друзья, спасибо вам за интерес к моему мини блогу.
❤️ Подписка на @mcfctrip приветствуются.

Пролистать наверх

Запись на фотосъемку

Заполните поля ниже, и мы свяжемся с вами!

Нажимая на кнопку «Записаться» вы соглашаетесь с условиями «Политики конфиденциальности»