- Сергей Бобков
- 15 апреля, 2020
Точка обмена
У капиталистического и социалистического миров помимо стран третьего мира, где они оспаривали влияние друг друга, было немного точек пересечения. Одной из этих немногочисленных точек был Глиникский мост.
Гари Пауэрс и Рудольф Абель
То, что произошло 10 февраля 1962 года в 8:44 утра на Глиникском мосту на границе между Потсдамом и Западным Берлином, выглядело достаточно обычно. Просто два человека пересекли мост идя навстречу друг другу, один шел на запад, другой шел на восток.
Это была бы повседневная сцена — если бы мост не был мостом через реку Хафель, а двумя мужчинами не были Фрэнсис Гэри Пауэрс, шпион ЦРУ и Рудольф Иванович Абель, шпион КГБ . Оба мужчины должны были пересечь линию, которая разделяла два силовых блока на восток и запад, тогда они могли быть в безопасности.
Глиникский мост на границе Берлина и Потсдама был местом подобных операций трижды, что делало его одной из самых захватывающих глав в истории разделенного города Берлина.
История того февральского утра также звучит как шпионский роман: 1 мая 1960 года Гэри Пауэрс отправился разведывательным полетом на самолёте-разведчике U-2 с военно-воздушной базы в Пешаваре. Он должен был фотографировать секретные военные объекты Советского Союза. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза, включая полигон Байконур и центр разработки ядерного оружия Арзамас-16, а также запись сигналов советских радиолокационных станций. Он был сбит противоракетными подразделениями на Урале и катапультировался. Советский военный суд несколько месяцев спустя признал его виновным в шпионаже и приговорил к десяти годам лишения свободы во Владимирской тюрьме, в 150 километрах от Москвы.
Между тем, русский шпион находился в тюрьме в Атланте уже три года : Рудольф Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер) свободно говорит на польском, немецком и английском языках. Он уже давно являлся агентом Советских спецслужб. Авель (Фишер) принимал активное участие во Второй мировой войне: он готовил радистов для партизанских отрядов и разведывательных групп, засылаемых в оккупированные Германией страны. В этот период он познакомился и работал вместе с Рудольфом Абелем, именем и биографией которого он позднее воспользовался.
После войны он поселился в США. Под именем художника Эмиля Гольдфуса он управляет небольшой студией в Бруклинском районе Нью-Йорка. Он живет так девять лет — и ему удается создать шпионскую сеть, которая охватывает всю территорию Соединенных Штатов. Но в 1957 году, перебежчик, который сдался американским властям, раскрывает личность Абеля. Он был арестован в нью-йоркской гостинице «Латам» агентами ФБР. Для того, чтобы дать Москве знать о своём аресте и о том, что он не предатель, Вильям Фишер при аресте назвался именем своего покойного друга Рудольфа Абеля. В том же году он был приговорен к 32 годам тюрьмы.
Было принято решение об обмене. Юристу из Восточного Берлина Вольфгангу Фогелю было поручено провести переговоры, которые в конечном итоге привели к обмену агентами 10 февраля.
Глиникский мост, похоже, был создан для такого обмена: он расположен относительно уединенно от повседневной Берлинской жизни по середине моста проходила граница между Западным Берлином и ГДР.
1985: второй обмен
Двадцать три года спустя две секретные службы должны были снова встретиться на той же берлинской границе между востоком и западом: 27 агентов (32 с одной стороны и 4 с другой) перешли границу в полдень 11 июня 1985 года. И опять же, адвокат Вольфганг Фогель сыграл решающую роль в переговорах.
По обеим сторонам моста находились сотрудники служб безопасности. Двадцать три шпиона ЦРУ, заключенные в тюрьму в Польше и ГДР, ждали на восточной стороне моста, чтобы быть доставленными автобусом на западную сторону.
В свою очередь, только четыре агента со стороны восточных спецслужб должны быть освобождены. Этот факт говорит о том, что выпущенные западные шпионы были довольно мелкой рыбой. Двое западных агентов решили остаться в ГДР — как говорится, по «личным причинам», но вскоре переехали в ФРГ.
Последняя встреча.
Самая важная и последняя встреча между Западом и Востоком на Глиникском мосту прошла ровно через 24 года после первого обмена. На этот раз обменивался российский правозащитник и критик советского режима Анатолий Щаранский.
Щаранский был приговорен в 1978 году к 13 годам заключения в трудовом лагере за «антисоветскую агитацию» и «измену». Сам он неоднократно подчеркивал, что хотел лишь сослаться на положение угнетенных евреев в Советском Союзе.
Через его жену, которая путешествовала по Израилю, европейская публика узнала о судьбе Щаранского. Так как он был известен западной публике, поэтому его обмен на Глиникском мосту стал зрелищем для СМИ.
Сотни журналистов и фотографов приехали в Потсдам, чтобы следить за происходящим. Вместе с борцом за гражданские права были освобождены три западных агента. Взамен — российскому специалисту и четырем восточным агентам разрешили вернуться домой.
Глиникский Мост снова стал символом разделенного города и холодной войны — но на этот раз был другой тон: освобождение Щаранского послало сигнал для ослабления режима между Востоком и Западом.
Расположение Глиникского Моста: